CHIKO: корейская сказка, ставшая российской былью
Если ваше знакомство с корейской кухней ограничивается маринованной морковкой, вам повезло: у вас впереди – множество гастрономических открытий. Если же вас не ставят в тупик, а радуют слова «дорама», «k-pop», «айдолы», вам повезло не меньше. И никакого противоречия в этих тезисах нет, потому что и тем, и другим непременно нужно заглянуть в одно из заведений стритфуд-сети CHIKO, ориентированной на корейскую кухню и корейскую современную культуру в целом. В оснащении и оформлении нескольких кафе этой сети принимала участие группа компаний «ХоРеКа».
История успеха CHIKO настолько красива, что кажется придуманной гениальными маркетологами. Она сильно напоминает мотивирующий пример из любого бизнес-учебника. Но жизнь богаче фантазии, все произошло в нашей реальности и совершенно недавно.
Вкратце сюжет таков. Жил-был простой парень Сергей Лебедев. Нынешняя звезда ресторанного бизнеса в ранней юности звезд с неба не хватал, ему не хватало признания. После школы он поступил в горный институт и даже отработал два месяца на шахтах Норильска. Потом увлекся тайским боксом, стал тренером и открыл свою школу в московском Медведково. Создал тематическое сообщество в соцсетях. Паблик стал популярным, пошли заказы на рекламу.
И тут наступил поворотный момент всей его биографии. «Синей птицей счастья» для Сергея стала… курица. Но не простая, а особенная, приготовленная в кисло-сладком соусе по корейскому рецепту. Это был один из заказов рекламодателя. Попробовав блюдо, он влюбился раз и навсегда. И очень скоро решил, что хочет открыть кафе корейской кухни, чтобы не расставаться с этим чикеном.
Дальше – классика жанра: непредвиденные трудности и способы их преодоления. Лебедев признаётся, что совершил все мыслимые ошибки начинающего предпринимателя. Точка на непроходной улице, отсутствие концепции и навыка работы с поставщиками, пресловутый человеческий фактор и неверный выбор даты открытия. Он наметил запуск на новогодние праздники 2020 года, когда никто не хотел выходить на работу, а услуги строителей и ремонтников стоили в разы дороже. В итоге затраты оказались втрое выше плана. Первое время он работал и за управляющего, и за уборщицу, и за официанта, и за повара, а по утрам привозил продукты. Устраивал дегустации для людей в очередях, выходил на улицу раздавать листовки в одних шортах, когда было –20, чтобы хоть как-то привлечь народ. И все равно получал сплошные убытки. А тут еще случились пандемия и локдаун, погубивший много бизнесов в сфере гастрономии и гостеприимства. К весне 2020 года в Москве офисных работников —клиентов кафе— перевели на удалёнку, а вскоре работу всех ресторанов и кафе приостановили на несколько месяцев.
Спасли энтузиазм, упорство и соцсети.
Лебедев сделал простой сайт и начал активно рекламировать доставку, постоянно снимал и монтировал видео, выкладывал их в сеть. Заказы развозил сам на своём скейте. Когда локдаун закончился, опытным путём выяснилось, что аудитория корейского чикена не офисные работники, а студенты и школьники, которым интересна поп-культура Кореи. Идея транслировать культуру корейского k-pop и использовать азиатские тренды оказалась исключительно успешной, каждое новое кафе теперь Chicko собирает очередь из ярко одетых поклонников аниме, дорамы и k-pop. Сергей Лебедев и сам не раз съездил в Корею, чтобы проникнуться местной культурой и приблизить вкусы своих блюд к местной аутентичной уличной еде. Кстати, теперь стажировки в Южной Корее проходят все его шеф-повара, а число заведений франшизы перевалило за четыре десятка. Это самая быстрорастущая сеть в нашей стране, а главный критерий при выборе города— это наличие в нем молодежи. Взрослые могли и не заметить, что выросло целое поколение, фанатеющее по корейской культуре. Целевая аудитория благодаря соцсетям всегда знает, где и когда в их городе открывается CHICKO, и ни один даже ленивый школьник не пропустит эту новость. Очереди на входе обеспечены.
Одним из секретов своего ошеломительного успеха Лебедев называет правильный интерьер, наполненный ассоциациями с современной Кореей. Теперь интерьер этих «домиков» (так заведения сети называют сами посетители) полон неонового света, ярких цветов и растений. В атмосферу этой страны посетитель погружается с порога. Часто дизайнеры используют в оформлении мотивы популярных дорам, образы исторической архитектуры, посадку в виде беседок. Дополняют картину флажки, бумажные фонарики, азиатская каллиграфия, плакаты с южнокорейскими исполнителями, кадрами из аниме, драконами, забавными неоновыми вывесками. Масса фотозон – отдельное счастье для поклонников азиатской культуры. Детям безумно нравятся качели, установленные во многих точках сети.
Лебедев теперь называет себя Папа Чико и утверждает, что его сеть - не просто кафе, а настоящие храмы современной корейской культуры. И имеет на это полное право. Ведь он в кратчайший срок азиатскую сказку сделал российской былью. Так бывает, когда человек страстно любит своё дело и не успокаивается на достигнутом. Этот подход очень близок к ценностям группы компаний «ХоРеКа», которая будет рада продолжить сотрудничество с динамично растущей сетью CHIKO.
Видео: